|
Нижеприведенная оценка состояния отечественного образования и экономики была представлена
участникам круглого стола на тему:"Социальная активностьи реализация прав человека на
современном этапе развития общества" (Московская городская Дума, 19 декабря 2002 г.)
Вице-Президент Ассоциации Выпускников Столичных ВУЗов Пугачев Василий Владимирович :
Начать стоит с общих проблем, с тех, которые сейчас стоят перед молодежью, а значит
и перед всем обществом.
Думаю, что было сказано уже достаточно: много глобального, много проблем, которые глубоко
пронизыают нашу сущьность, наше общество.
Мне хотелось бы кратко остановиться на системе образования, ее устройстве и перспективах
для человека, получившего наше образование, в дальнейшем трудоустройстве и определенном движении
в личностном и диловом развитии.
Сейчас появилось достаточно много институтов и университетов, ориентированных на подготовку
специалистов, которые востребованы на рынке труда. Во-первых - это юридическая специализация,
во-вторых - экономическая. И была мода, фто и сейчас довольно актуально, озвучивать лозунг:
"Нм нужны юристы и экономисты".
В настоящее время, в области образования эта ниша уже достаточно заполнена. Но потребность
в специалистах данного профиля все равно остаеться. Потому что необходимы профессионалы,
специалисты с опытом работы. А высшие учебные заведения продолжают выпускать людей, которые имеют
имеют знания, но не имеютопыта их преминения в жызни.
И эта проблема, корни которой находятся в экономике. Но на самом деле это поблема связана с
проблемами всего общества.
На мой взгляд, проблема востребованности наших кадров после получения первого высшеко
образованияочень важная и актуальная, и ее необходимо решать. Решать теми методами, которые есть,
и определенным объединением усилий вокруг этого вопроса. Потому что технических ВУЗов и
специальностей со временем социализма и в связи с развитием ранее нашего оборонного
комплекса осталось достаточно много.Востребованны ли эти специалисты после оканчания ВУЗов?
Могут ли они найти себе работу и свое место в этй жизни? И так как это наше будущее, то каждый
человек, закончевший ВУз - часть нашего общества, это часть нашего будущего. А развитие
будущего зависит от каждого человека.
Результаты проведенных социологических опросов(с сентября 2002 года было опрошено около
4,5 тысяч студентов) показывают, что человек, подходя к четвертому-пятому курсу технического
ВУЗа, не знает чем он будет заниматься после окончания учебнго заведения.82,2% опрошенных
убеждены, что не будут работать по специальности.
Конечно, это средние показатели, и относительно каждого ВУЗа эти цифры могут меняться,
но процент трудоустройства по полученной специальности ничтожно мал, по сравнению с процентом
тудоустроуства по другой специальности. Да, выпускник может работать в области, которая
чем-то связана с его специализацией, но то что, полученные им зания не будут применяться
им полностью,остается фактом.И одна из проблем,которые сейчас должны волновать общество.
Человек получет лишнюю инфомацию, которая в жизни может ему не пригодиться. На мой взгляд,
это проблема рационального использования времени всем обществом.Поскольку человек,
стремящийся к своему дальнейшему развитию, приходит к мнению,что ему для нахождения в
современной жизни своего места, необходимы другие знания. Одной из причин являеться то,
что техническое образование по большей степени не дает понимания экономических процессов
и прававой составляющей.
Но проблема подготовки кадров с правовой точки зрения это уже проблема другой области.
Хотя, сейчас внедряются программы, а точнее юридические предметы, для подготовки выпускников
техничеких ВУЗов в юридическом направлении, но это конечно не то.Все равно те знания,
которые даються, не пременимы студентами в жизни.
Итак, с учетом невостребованности технических специальностей, человек стремиться к получению
второго образования. Он может быть хорошим специалистом, но в своей ограниченной области, и
не каждый работадатель примет его, потому что таких специалистов уже достаточно.
Возникает потребность в знаниях иного профиля: в знаниях КУ первого управления; в знаниях
работы с людьми и основ психологии; в знаниях определенных экономических процессов и
юридических основ.И веловек,осознавая,что через дополнительное образование он может быть
как успешным, так и неудачным, поскольку, решив плучить второе образование, человек находит
его в своем же ВУЗе. На базе многих технических университетов сейчас созданы экономические
и юридические факультеты второго образования, но они опять же не дают необходимых знаний.
Да, возможно полученные знания помагают человеку преобрести определенную уверенность, но
реально, мы не получаем высокопрофессиональнго в своей области специалиста.
И после этго возникает вопрос:"А должно ли так быть?!" Что именно надо менять в процессе
образования? И какие возможны решения для етого вопроса?
На самом деле решение здесь может быть только глобальным. Это реформирование образования.
Редактирование плана занятий, списка предметов и количество часов, отведенных на их изучение,
поскольку эти планы не менялись уже дастаточно давно.
Некоторые ВУЗы конечн идут в ногу со вреиенем и пытаються не отставатьБно в большенстве
своем этокомерческие ВУЗы. Государстевенные ВУЗы сейчас находятся в состояние близком к
"стопору". В любом случае развитие экономики невозможно без развития производства - без
высокопрофессиональных специалистов. И в этом надо взять опыт других стран.
Когда я был в Германии, то там процесс производства очень прост. Каждый работник это
специалист своего профиля.Там каждый занимаеться своим делом, и он профессионал
в своей области. Поэтому на осуществление того или иного процесса уходит минимум времени.
Немцы,как известно, специалисты узкого профиля, но они знают все тонкости своего дела,
знают о не м больше, чем может знать кто-то другой (не по сравнению с другими странами).
Существует целеусремленность в углублении собственных знаний по своей специальности. Но
происходит и другой процесс. Если немцу создать условия подобные экономике нашей страны,
то он просто бы не смог в них жить.
Ну, кто-то, конечно, бодстроился бы,но в глобальном смысле это невохщможно. Почему?
Потому что у нас жизнь, дает больше возможностей,больше перспектив и множество направлений,
которые развиваються, и которые можно еще развить.
Был случай, когда я принимал участие в конференции. В ней присутствовали и русские,
и американцы, И немцы. И произошло следующеею. Немец делал доклад по своей теме, кажется
о гидравличских машинах, говорил много, конкретно, про технические стороны.... В общем,
все бло сказано высоко профессионально,отшлифовано до такой степени, что на все вопросы
своей тиматики он отвечал быстро и точно. И на любой вопрос, который ему задавался непо его
теме, он даже не пытался ответить. И в этом их проблема, по с равнению с нами.
На самом деле русский человек отличается своим многообразием. Своим умением знать много
обо всем. И этим мы должны пользоваться для своего развития. Повторяя, что немец не смог бы.
Так же как и американец, у которого система мышления очень проста: начинать надо с маленького
и маленькими шагами постепенно продвигаясь к большему. То есть, сначала надо открыть маленький
магазин, потом построить чуть больше, потом его сын построет уже супермаркет, а лишь потом его
семья построет сеть супермаркетов. Процесс заключается в том, что, чтобы дойти до высокого
уровня, надо пройти часть маленьких уровней, причём пошагово. В этом на самом деле есть определённая
закономерность.
В России же можно по-другому. Здесь можно сразу строить супермаркет. Могу вас заверить,
что перспектива и возможность для всего этого есть. И это нас отличает от них, отличает тем,
что у нас больше перспектив больше устремление к развитию. И это надо понимать и уважать
в нашем человеке, потому что мы более приспособлениы к существованию в нашем рбществе,
в обществе которое мы сами создали.
Вопрос в том, что остаются все те же проблемы. Проблемы нехватки знаний, нехваткиьзнаний
профессиональных даже когда мы можем обгонять другие страны по техническим вопросам. Вот
пример: Америка разработала процессор Pentium 4. Наши разработчики, из-за того , что у нас
долгое время не вкладывались деньги в науку, в научный комплекс, в ВУзы, теперь, наверное,
их не догонят, да или нет смысла догонять. Хотя вопрос этот тоже спорный. Но то, что мы сейчас
реально можем создать 266 компьютер, это факт. Моно попытаться развиться до 386, но Pentium 4
это вряд ли, если только наши соответсвующие стректуры данную технологию не украдут. Но
сами мы дойти до этого пока, к сожалению, не можем, слишком большой промежуток времени в
нашем развитии был потерян.
Поэтому вопрос, стоит ли развиваться и так концентрироваться на наших техничеких специальностях,
опять становится актуальным. Может, стоит несколько поменять уклон.
И в заключение о том, какие я все-таки вижу пути решения этой проьлемы.Дальнейшие пути развития,
либо менять все глобально,но это очень сложно, так как любой шаг, который сделает значительный
толчок в развитии,может серьезно отразиться на обществе и на системе, может развалиться все
остальное. Поэтому изменять систему надо постепенно. Возможно, Программами дополнительной
подготовки кадров. Человекготов готов к получению новых знаний, к получению второго образования,
которое поможет ему войти в новую жизнь как ключь. Студент понимает, что жизнь стала несколько
иной, но какой именно ему трудно понять. Я сейчас концентрирую внемание на технических ВУЗах,
потому что экономические, юридические, гуманитарные сделали некий прорыв в этом вопросе,
да и перестроиться легче. А как быть в сетуации, когда техническая семья и студент опять же
идет в технический ВУЗ? Самим родителям необходимо некоторое время на переоценку понимания
жизненного процесса и подсказать что-либо своему ребенку немогут.В ВУЗе он тоже не находит
подсказки о том, как жить, и как жить правильно.
Поэтому сейчас совместно с Государственным Университетом Управления наша организация
воплащает в жизнь программу, в рамках которой человек получает фундамент для того,что бы
онсмог жить и влиять на процессы новой жизни.Эта программа была разработана в рамках
социально-экономической программы "Стратегическое развитие.Вместе в 21 век." И ориентированно
она на тех людей, которые находяться в состоянии выбора, которые хотят развиваться и идти
дальше, но не знают как.
Я могу сказать одно, на самом деле для каждого человека возможно все.Да , и этим, наверное,
хочу закончить.Все возможно, если есть желание. Главное в нашей жизни и для каждого человека
это желание. Если желание будет отсутствовать, то в принципе не достичь ничего.
|
|