::: Мы во власти :::

 

             Нижеприведенная оценка состояния отечественного образования и экономики была представлена участникам круглого стола на тему:"Социальная активностьи реализация прав человека на современном этапе развития общества" (Московская городская Дума, 19 декабря 2002 г.) Вице-Президент Ассоциации Выпускников Столичных ВУЗов Пугачев Василий Владимирович :


    Начать стоит с общих проблем, с тех, которые сейчас стоят перед молодежью, а значит и перед всем обществом.

    Думаю, что было сказано уже достаточно: много глобального, много проблем, которые глубоко пронизыают нашу сущьность, наше общество.

    Мне хотелось бы кратко остановиться на системе образования, ее устройстве и перспективах для человека, получившего наше образование, в дальнейшем трудоустройстве и определенном движении в личностном и диловом развитии.

    Сейчас появилось достаточно много институтов и университетов, ориентированных на подготовку специалистов, которые востребованы на рынке труда. Во-первых - это юридическая специализация, во-вторых - экономическая. И была мода, фто и сейчас довольно актуально, озвучивать лозунг: "Нм нужны юристы и экономисты".

    В настоящее время, в области образования эта ниша уже достаточно заполнена. Но потребность в специалистах данного профиля все равно остаеться. Потому что необходимы профессионалы, специалисты с опытом работы. А высшие учебные заведения продолжают выпускать людей, которые имеют имеют знания, но не имеютопыта их преминения в жызни.

    И эта проблема, корни которой находятся в экономике. Но на самом деле это поблема связана с проблемами всего общества.

    На мой взгляд, проблема востребованности наших кадров после получения первого высшеко образованияочень важная и актуальная, и ее необходимо решать. Решать теми методами, которые есть, и определенным объединением усилий вокруг этого вопроса. Потому что технических ВУЗов и специальностей со временем социализма и в связи с развитием ранее нашего оборонного комплекса осталось достаточно много.Востребованны ли эти специалисты после оканчания ВУЗов? Могут ли они найти себе работу и свое место в этй жизни? И так как это наше будущее, то каждый человек, закончевший ВУз - часть нашего общества, это часть нашего будущего. А развитие будущего зависит от каждого человека.

    Результаты проведенных социологических опросов(с сентября 2002 года было опрошено около 4,5 тысяч студентов) показывают, что человек, подходя к четвертому-пятому курсу технического ВУЗа, не знает чем он будет заниматься после окончания учебнго заведения.82,2% опрошенных убеждены, что не будут работать по специальности.

    Конечно, это средние показатели, и относительно каждого ВУЗа эти цифры могут меняться, но процент трудоустройства по полученной специальности ничтожно мал, по сравнению с процентом тудоустроуства по другой специальности. Да, выпускник может работать в области, которая чем-то связана с его специализацией, но то что, полученные им зания не будут применяться им полностью,остается фактом.И одна из проблем,которые сейчас должны волновать общество. Человек получет лишнюю инфомацию, которая в жизни может ему не пригодиться. На мой взгляд, это проблема рационального использования времени всем обществом.Поскольку человек, стремящийся к своему дальнейшему развитию, приходит к мнению,что ему для нахождения в современной жизни своего места, необходимы другие знания. Одной из причин являеться то, что техническое образование по большей степени не дает понимания экономических процессов и прававой составляющей.

    Но проблема подготовки кадров с правовой точки зрения это уже проблема другой области. Хотя, сейчас внедряются программы, а точнее юридические предметы, для подготовки выпускников техничеких ВУЗов в юридическом направлении, но это конечно не то.Все равно те знания, которые даються, не пременимы студентами в жизни.

    Итак, с учетом невостребованности технических специальностей, человек стремиться к получению второго образования. Он может быть хорошим специалистом, но в своей ограниченной области, и не каждый работадатель примет его, потому что таких специалистов уже достаточно.

    Возникает потребность в знаниях иного профиля: в знаниях КУ первого управления; в знаниях работы с людьми и основ психологии; в знаниях определенных экономических процессов и юридических основ.И веловек,осознавая,что через дополнительное образование он может быть как успешным, так и неудачным, поскольку, решив плучить второе образование, человек находит его в своем же ВУЗе. На базе многих технических университетов сейчас созданы экономические и юридические факультеты второго образования, но они опять же не дают необходимых знаний. Да, возможно полученные знания помагают человеку преобрести определенную уверенность, но реально, мы не получаем высокопрофессиональнго в своей области специалиста.

    И после этго возникает вопрос:"А должно ли так быть?!" Что именно надо менять в процессе образования? И какие возможны решения для етого вопроса?

    На самом деле решение здесь может быть только глобальным. Это реформирование образования. Редактирование плана занятий, списка предметов и количество часов, отведенных на их изучение, поскольку эти планы не менялись уже дастаточно давно.

    Некоторые ВУЗы конечн идут в ногу со вреиенем и пытаються не отставатьБно в большенстве своем этокомерческие ВУЗы. Государстевенные ВУЗы сейчас находятся в состояние близком к "стопору". В любом случае развитие экономики невозможно без развития производства - без высокопрофессиональных специалистов. И в этом надо взять опыт других стран.

    Когда я был в Германии, то там процесс производства очень прост. Каждый работник это специалист своего профиля.Там каждый занимаеться своим делом, и он профессионал в своей области. Поэтому на осуществление того или иного процесса уходит минимум времени. Немцы,как известно, специалисты узкого профиля, но они знают все тонкости своего дела, знают о не м больше, чем может знать кто-то другой (не по сравнению с другими странами). Существует целеусремленность в углублении собственных знаний по своей специальности. Но происходит и другой процесс. Если немцу создать условия подобные экономике нашей страны, то он просто бы не смог в них жить.

    Ну, кто-то, конечно, бодстроился бы,но в глобальном смысле это невохщможно. Почему? Потому что у нас жизнь, дает больше возможностей,больше перспектив и множество направлений, которые развиваються, и которые можно еще развить.

    Был случай, когда я принимал участие в конференции. В ней присутствовали и русские, и американцы, И немцы. И произошло следующеею. Немец делал доклад по своей теме, кажется о гидравличских машинах, говорил много, конкретно, про технические стороны.... В общем, все бло сказано высоко профессионально,отшлифовано до такой степени, что на все вопросы своей тиматики он отвечал быстро и точно. И на любой вопрос, который ему задавался непо его теме, он даже не пытался ответить. И в этом их проблема, по с равнению с нами.

    На самом деле русский человек отличается своим многообразием. Своим умением знать много обо всем. И этим мы должны пользоваться для своего развития. Повторяя, что немец не смог бы. Так же как и американец, у которого система мышления очень проста: начинать надо с маленького и маленькими шагами постепенно продвигаясь к большему. То есть, сначала надо открыть маленький магазин, потом построить чуть больше, потом его сын построет уже супермаркет, а лишь потом его семья построет сеть супермаркетов. Процесс заключается в том, что, чтобы дойти до высокого уровня, надо пройти часть маленьких уровней, причём пошагово. В этом на самом деле есть определённая закономерность.

    В России же можно по-другому. Здесь можно сразу строить супермаркет. Могу вас заверить, что перспектива и возможность для всего этого есть. И это нас отличает от них, отличает тем, что у нас больше перспектив больше устремление к развитию. И это надо понимать и уважать в нашем человеке, потому что мы более приспособлениы к существованию в нашем рбществе, в обществе которое мы сами создали.

    Вопрос в том, что остаются все те же проблемы. Проблемы нехватки знаний, нехваткиьзнаний профессиональных даже когда мы можем обгонять другие страны по техническим вопросам. Вот пример: Америка разработала процессор Pentium 4. Наши разработчики, из-за того , что у нас долгое время не вкладывались деньги в науку, в научный комплекс, в ВУзы, теперь, наверное, их не догонят, да или нет смысла догонять. Хотя вопрос этот тоже спорный. Но то, что мы сейчас реально можем создать 266 компьютер, это факт. Моно попытаться развиться до 386, но Pentium 4 это вряд ли, если только наши соответсвующие стректуры данную технологию не украдут. Но сами мы дойти до этого пока, к сожалению, не можем, слишком большой промежуток времени в нашем развитии был потерян.

    Поэтому вопрос, стоит ли развиваться и так концентрироваться на наших техничеких специальностях, опять становится актуальным. Может, стоит несколько поменять уклон.

    И в заключение о том, какие я все-таки вижу пути решения этой проьлемы.Дальнейшие пути развития, либо менять все глобально,но это очень сложно, так как любой шаг, который сделает значительный толчок в развитии,может серьезно отразиться на обществе и на системе, может развалиться все остальное. Поэтому изменять систему надо постепенно. Возможно, Программами дополнительной подготовки кадров. Человекготов готов к получению новых знаний, к получению второго образования, которое поможет ему войти в новую жизнь как ключь. Студент понимает, что жизнь стала несколько иной, но какой именно ему трудно понять. Я сейчас концентрирую внемание на технических ВУЗах, потому что экономические, юридические, гуманитарные сделали некий прорыв в этом вопросе, да и перестроиться легче. А как быть в сетуации, когда техническая семья и студент опять же идет в технический ВУЗ? Самим родителям необходимо некоторое время на переоценку понимания жизненного процесса и подсказать что-либо своему ребенку немогут.В ВУЗе он тоже не находит подсказки о том, как жить, и как жить правильно.

    Поэтому сейчас совместно с Государственным Университетом Управления наша организация воплащает в жизнь программу, в рамках которой человек получает фундамент для того,что бы онсмог жить и влиять на процессы новой жизни.Эта программа была разработана в рамках социально-экономической программы "Стратегическое развитие.Вместе в 21 век." И ориентированно она на тех людей, которые находяться в состоянии выбора, которые хотят развиваться и идти дальше, но не знают как.


    Я могу сказать одно, на самом деле для каждого человека возможно все.Да , и этим, наверное, хочу закончить.Все возможно, если есть желание. Главное в нашей жизни и для каждого человека это желание. Если желание будет отсутствовать, то в принципе не достичь ничего.
    
    
    


::: Мы во власти :::

 
ICQ: 132890966    Тел./факс.: (495) 772-47-93     E-mail: edu@avsv.ru  lvp@avsv.ru