::: Публикации :::


::: СТАТЬИ :::

 

  1.Социальная ответственность как основа современной социальной практики.

Опубликовано:Сборник Социальная ответственность в современном обществе. Материалы круглого стола. М,: Ин-т социальных инициатив, 2002. (Развитие человеческого потенциала. Междисциплинарный подход и законодательная практика". Вып.3).

  2."Солидарность и субсидиарность в социальной политике"

Опубликовано:Сборник Социальная ответственность в современном обществе. Материалы круглого стола. М,: Ин-т социальных инициатив, 2002. (Развитие человеческого потенциала. Междисциплинарный подход и законодательная практика". Вып.3).

  3."Анализ особенностей понятий ноосферы и устойчивого развития "

Опубликовано:Электронный журнал "НООСФЕРА" №1,2002 г.

  4." Парадигмальные аспекты современного этапа социально-экономического развития. "

Сборник: Предприятие как фактор экономического и социального развития. Опыт Западной Европы и России". М., 2001 Издано Советом социальных исследований Института Европы

::: ВЫСТУПЛЕНЯ :::


  1.Система современного образования и кадровый потенциал в России.

Выступление:"круглы стол" на тему: "Основы социальной активности и права человека",19 декабря 2002 года, Московская городская Дума

  2.Психологические основы социальной активности.

Выступление:"круглы стол" на тему: "Основы социальной активности и права человека",19 декабря 2002 года, Московская городская Дума

___________________________________________________________________

Социальная ответственность как основа современной социальной практики.

Логвиненко В.П.     
        Проблематика социальной ответственности в современном обществе, вынесенная на обсуждение Круглого стола Советом социальных исследований является одной из важнейших на современном этапе развития.

        При кажущейся очевидности понятия, лежащего в основе обсуждения Круглого стола в Internet отсутствует словосочетание "социальная ответственность" в словарях, предоставляемых пользователю поисковых систем. Анализ понятия "социальная ответственность" по составляющим: социальный и ответственность показал:

        а) понятие ответственность не приводится обособленно, а используется в известных словосочетаниях в области права: гражданская ответственность, уголовная ответственность и др. Но именно с позиций права понятие социальная ответственность тесно связано с понятием "социальное отклонение".

        Интересным и важным, на мой взгляд, является приведенное ниже утверждение авторского коллектива (В.С. Нерсесянц, В.Н. Кудрявцев, В.С., Ю.В. Кудрявцев): "Нежелательные явления в общественной практике именуются по разному: их называют отрицательными, негативными, антиобщественными, девиантностью, социальными аномалиями, социальной патологией и т.п. Не все из этих понятий равнозначны.....

        Наряду с нарушениями социальных (правовых, нравственных, политических, эстетических и иных) норм в обществе существуют и другие явления и процессы, оцениваемые негативно. Таковы, например, кризисы и диспропорции в экономике, нежелательные демографические процессы (рост числа разводов, падение рождаемости пр.)....

        Все эти и иные подобные им процессы было бы неверно назвать социальными отклонениями прежде всего из-за отсутствия соответствующих норм.""

        Данное утверждение имеет непосредственное отношение к современному состоянию общественного развития в России, которое с позиций системного анализа соответствует этапу (зоне) системного кризиса и проявляется совокупностью признаков. Поломанная (советская) система ценностей не получила эквивалентной замены. Мировоззренческая необеспеченность экономических реформ в России на фоне смены парадигм глобального развития поставили перед человеком такие вопросы, которые, на мой взгляд, могут быть решены только объединенными усилиями. Если в обществе не провозглашены духовные приоритеты, это объективно приводит к опусканию реальной системы ценностей на более низкий уровень. Но главным законом для человека сегодня является нравственный Закон.

        Как известно, теоретический уровень нравственного сознания формировался в двух концептуальных формах: религиозной и научной. Однако для социальной практики имеет значение не то, под чьим влиянием формировалось сознание человека, а то, как оно проявляется в его делах, отношению к обществу.

        Философский энциклопедический словарь, 1983 г. определяет ответственность как понятие, отражающее объективный исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований".

        Сегодня обсуждение проблемы проходит в русле понимания социальной ответственности как готовности сторон сформировать правила и выполнять эти правила.
        Работая в области социального проектирования, Институт социальных инициатив (генеральный директор А.Н. Шурандин) отмечает приоритетное значение социального партнерства как формы взаимодействия всех субъектов реализации социальной политики.

        Используя для решения социальных проблем различные технологии и формы работы (организация общественных и попечительских советов, круглых столов, депутатских слушаний, проведение социологических исследований, PR - акций и т.д.) и анализируя результаты проведенных мероприятий, Институтом была осознана необходимость разработки новых социальных технологий. В целях реализации данного направления, а также в целях содействия формированию и реализации программ в интересах социального развития (от глобального до локального), развитию человеческого потенциала. в августе 2001 г. Институтом социальных инициатив был принят к реализации проект "Консультативный процесс в интересах социального развития".

        На начальном этапе сформированы коллегиальные органы научно-практической направленности:
  • Консультативная коллегия при Институте социальных инициатив;
  • Кафедра теории и практики социального проектирования;
  • Общественная редакционная коллегия по направлению "Развитие человеческого потенциала. Междисциплинарный подход и законодательная практика" и другие структурные элементы.

        Новые формы работы позволяют нам более эффективно взаимодействовать с Комиссией по экономической политике и Комиссией по социальной политике Московской городской Думы, депутатами Московской городской Думы, Комитетами Правительства Москвы, некоммерческими организациями, научными и образовательными институтами для продвижения целей данного проекта и решения конкретных проблем социальной сферы города Москвы.

        Консультативный процесс по проблемам: развития некоммерческих организаций спортивной отрасли, развитие киносети и кинопроката города Москвы, совершенствование механизмов взаимодействия органов власти с некоммерческими негосударственными организациями и модели реализации городской социальной политики - выявил целый ряд проблем концептуального характера, которые предстоит решить в ближайшее время. В первую очередь, это совершенствование самой концепции социального развития, формирование подходов к решению межотраслевой проблематики, создание теоретических основ социального проектирования.

        Особенностью современного этапа развития является то, что на повестке дня сегодня стоят проблемы, опережающие их научное осмысление (устойчивое развитие, ноосферная, социальная и экологическая проблематика). Необходимость решения этих проблем и других задач (демографический кризис, образовательная реформа, демократизация общества и др.) стимулирует развитие научных основ социального управления, включая разработку социальных нормативов, индикаторов, технологий.

        Известно, что концептуально-понятийная разноголосица, а часто отсутствие содержательного наполнения применяемой терминологии снижает результативность коллегиальных усилий уже на уровне консультативного процесса (круглые столы, дискуссии, обсуждения), затрудняет процесс принятия решений. Осмысленная деятельность и управление в условиях понятийной несовместимости не возможна.

        Важным проявлением социальной ответственности я бы назвала внимательное отношение к достижениям отечественной науки. Нельзя также отрицать появление новых достижений, не находящих пока места в рамках стереотипных подходов.

        В обществе нарастают процессы самоорганизации граждан, проходящие в соответствии с системными закономерностями и не всегда достаточно осознаваемые государством.

        Использование социальных технологий, позволит, на мой взгляд, восполнить тот пробел в социальной проблематике, который отмечается участниками консультативного процесса на всех уровнях.

        Ниже приводится ряд терминов, используемых в социальной практике и упомянутых в моем изложении проблематики (составлено на основе словарей и энциклопедий on-line). Определения, отмеченные звездочкой (*) являются авторской попыткой создать систему определений, отвечающих задачам социальной проблематики на современном этапе.

        Методологической основой конструирования новых определений является Инвариантное моделирование (системная методология третьего поколения).

        Парадигма (от греч. paradigma - пример, образец):
  • стройная научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности;
  • исходная концептуальная модель, схема, постановка проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

        Методология (метод и - логия), учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания

        Социальное партнерство - паритетное взаимодействие всех секторов экономики и сегментов общества для достижения целей социального и экономического развития и обеспечения модели устойчивого развития

        Социальное проектирование* - подход, построенный на системных технологиях, позволяющий обеспечить достижение поставленных (сформулированных) целей социального развития.

        Социальная (от латинского socialis - общественный) технология* (от греческого techne -искусство, мастерство, умение и ...логия) системная совокупность методик, приемов, методов выявления закономерностей, формирования целей и задач социального развития и подходов к управлению социальными процессами.

        Социализация (от латинского socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (Несмотря на широкое употребление термин "социализация" не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других - с формированием личности).

        Создание и коллективная выработка терминологии имеют очень важное значение для осмысления реалий социального развития и будет способствовать пониманию всеми составляющими силами общества (государственными структурами, неправительственными организациями, представителями бизнеса, работниками и простыми гражданами) сути социальной ответственности, определения своей доли социальной ответственности и форм, в которых она будет реализовываться.


___________________________________________________________________

"Солидарность и субсидиарность в социальной политике"

Ярыгина Т.В.     
        Заявленная тема очень интересна и актуальна, и, как я понимаю, один из промежуточных шагов, к подготовке всеобъемлющей конференции "Солидарность и субсидиарность в социальной политике", которая планируется в мае 2002 года.

        Думаю, что оба понятия и солидарность и субсидиарность, на сегодняшний день являются самыми ключевыми понятиями для дальнейшего развития страны.

        Я хотела бы выступить не как депутат Госдумы (хотя не возможно не касаться всех проблем, которыми мы занимаемся).

        Хочу поразмышлять на тему, поставленную сегодня. Начну с того, что понятия и субсидиарности, и солидарности, и самое главное, понятие социальной ответственности в своей основе, на мой взгляд, имеют понятие "доверие". Это слово уже прозвучало, и мне кажется, что и солидарность и субсидиарность и ответственность могут существовать, если существует доверие.

        Это ключевая позиция, которая должна быть, на мой взгляд, руководящей во всех принимаемых решениях на уровне власти: как федеральной, так региональной, как исполнительной, так и законодательной. Сформировать доверие необходимо, прежде всего, между гражданами и самой властью. Здесь и возникает понятие социальных отношений как ключевых.

        К сожалению, долгое время, практически все время наших реформ социальные объекты явно были второстепенными и исходило это, на мой взгляд, из мифологического, а может быть, просто неправильного понимания макроэкономических преобразований и самой макроэкономики. Почему-то считалось, что политика на макро уровне это политика, которая, во- первых, является прерогативой очень узкого круга людей, в основном, финансистов, в во-вторых, это политика, которая абсолютно нейтральна к социальному аспекту.

        На самом деле это совершенно не так. Более того, Россия, по-моему, более чем какая-либо другая страна доказала, что это как раз наоборот. Потому что, во-первых, макроэкономические изменения и те цели, которые ставятся, всегда имеют очень серьезные социальные последствия. А во-вторых, потому что макро экономика

        абсолютно бессмысленна, если не закладываются некие социальные параметры. В частности, то, что мы строили в итоге макроэкономических преобразований, а именно: ориентированные на режим экономии, на борьбу с инфляцией, на сокращение бюджетного дефицита и т.д. за счет сжимания расходов на социальную сферу, конечно, в итоге обернулись обнищанием общества, и это не заложило стимулов для экономического роста.

        Таким образом, плата за бездефицитный бюджет, на самом деле - это ограничение по экономическому росту. Это, отнюдь, не мое рассуждение и личные выводы. Это то, о чем на сегодняшний день совершенно отчетливо говорят все, в том числе и Всемирный Банк, заявляющий о необходимости рассматривать и макроэкономические изменения, и социальную политику как две стороны одной медали. Такая позиция изложена в последних документов, в которых это провозглашено как декларация. Но, к сожалению, что это значит, и как это сделать -неясно, пока это предмет разработок. И в этом смысле семинары, которые проводятся и заявлены, также могут быть вкладом, в том числе России в этот процесс.

        Второй момент, на который мне хотелось бы обратить внимание, связан с нашими отношениями с Европейским сообществом, в том числе вопросам безопасности, с целым рядом национальных интересов. ЕС еще предстоит очень долгий путь к тому, чтобы это сообщество переросло в некое образование. Каким оно будет - тоже дискуссионный вопрос. Одни говорят о том, что это будет как бы сверхгосударство. Другие, например, Тони Блейер, считают, что это может быть сверхдержава. Кстати, Германия тоже так считает, но ни в коем случае не государство. Здесь уже принцип субсидиарности получается совершенно в другой плоскости.

        Мы, безусловно, должны очень внимательно отслеживать то, как проходит интеграционный процесс в Европейском Союзе, может быть и пытаться включиться в него.

        Кстати, для этого и существуют довольно, на мой взгляд, благоприятные обстоятельства, потому что за нами сохраняется возможности строить двухсторонние отношения и просто (если называть вещи своими именами) "играя" на некоторых национальных интересах и на определенных различных взглядах внутри самого ЕС, Россия может строить и отстаивать свои интересы, свою политику. Для нас это даже выгодно.

        Вторая причина, по которой можно строить более тесные отношения с ЕС сегодня, это то, что по социальным параметрам мы очень отстаем от Европы. И если обратиться, допустим, к индексу человеческого развития, который считает ПРООН, то по 98 г. Россия имела 0,77, а ЕС 0,90. Реально - это просто разные группы. И если дальше разворачивать этот индекс, который является комплексным и охватывает как показатели статистические, так и показатели качества жизни, то мы можем говорить о том, что, в России более 30% населения за порогом нищеты, низкие зарплаты, низкие доходы, совершенно явный перекос цен, который очень сильно, кстати, влияет на экономику, и 120 долл. средняя заработная плата , все это не сопоставимо с тем, что имеется в Европе. Уровень социальной защищенности, здравоохранение, образование и т.д. Ну, а такие факты как задержки зарплаты, о которой сейчас перестали говорить, но они не стали меньше, вообще неприемлемы в развитой экономике.

        Поэтому, с точки зрения социальной наша интеграция, наше взаимодействие с ЕС пока может строиться только на фрагментарных аспектах. Очень важно, то что Европа для нас своего рода эталон, это стимул для того, чтобы трансформировать декларации в конкретные действия и строить конкретные программы, в том числе социальные.

        Еще один момент, связанный с Евросоюзом. Я думаю, что в этой аудитории не следует комментировать два очень важных документа. Это, с одной стороны, коллективная стратегия ЕС по отношению к России, а с другой стороны, стратегия развития отношений РФ и ЕС на долгосрочную перспективу. Если очень внимательно оценить эти два документа, то они существуют как бы в разных плоскостях. Европа сегодня дает понять, что перешла на новый этап взаимоотношений с Россией после того, как нас все время поддерживали в реформах, в том числе материально, морально и т. д. Сегодня основной акцент делается на политическую составляющую. В экономике, в большей степени, это ориентация на ресурсную базу, на торговлю. Естественно, Россия это колоссальный рынок ЕС. И, естественно, что Евросоюз заинтересован в наших природных и энергетических ресурсах. Но, что касается непосредственно инвестиций, восприятия нас как экономического партнера, то здесь, безусловно, наблюдается очень большая осторожность. Это связано как с нашей ситуацией, так и с ситуацией внутри Союза, потому что Россия слишком мощная, слишком серьезная страна и слишком тесное сближение, проникновение экономики нарушит баланс в самом ЕС. Кстати, это относится и к вопросу нашего вступления в ВТО. Здесь тоже есть этот аспект (особенно после вступления в ВТО Китая): вступление в эту всемирную организацию еще и России создает совершенно иной новый баланс сил, новую реальность.

        Таким образом, для нас существует огромное поле движения в социальной сфере, в том числе с ЕС.

        Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что промежуточным плацдармом к этому движению, на мой взгляд, является более активная работа как членов Совета Европы. Там у нас существуют свои обязательства. Среди этих обязательств, в том числе является ратификация Европейской социальной Хартии. Я не буду специально и долго останавливаться на этом вопросе, хотя считаю, что ратификация этого документа является на сегодняшний день не только жизненно необходимой, но и очень перспективным и важным направлением, потому что она, во-первых, охватывает целый блок социальных обязательств государств, что очень важно. Существенно и то, что эти обязательства становятся не только внутренним делом (а у нас не новость, что законы, даже хорошие не исполняются),самое главное, что эти обязательства становятся предметом контроля со стороны мирового сообщества и прежде всего, того же ВТО. Это важный фактор.

        С другой стороны, существует иная позиция, прежде всего Минэкономики. Например, Министерство иностранных дел считает правильным ратификацию этой Хартии, а Министерство экономики считает, что это колоссальные средства и, по их оценкам, от 6 до 23 % ВВП нужно направить на реализацию этой социальной Хартии. Хотя, думаю, что по этому поводу можно поспорить.

        На самом деле нужна политическая воля. Нужно принять эту Хартию, а следующий этап как это делать в деньгах и как под это строить бюджет.

        В заключение несколько слов о бюджете. Только что Дума проголосовала бюджет в четвертом чтении. Бюджет, в котором решается целый комплекс социальных проблем и можно по цифрам говорить, что он в каком то смысле социально ориентированный. Но если внимательно посмотреть, развернув по статьям что и как будет решено конкретно, то оказывается, что в общем-то это поддержка той ситуации, которая есть сегодня и серьезных прорывов, смены парадигмы бюджета не происходит. Это не политический документ. Это смета доходов и расходов. Причем, достаточно традиционный. Так, как это было заложено в прошлом году, так существует и сегодня. Хотя, безусловно, плюс, что этот бюджет с профицитом, что бюджет с определенными установками и т.д.

        Хочу еще затронуть тему, которая связана c системой построения бюджета, и которая проявилась в целом ряде стран под влиянием двух международных конференций, а именно: Пекин - 95 и Копенгаген 95 (Устойчивое развитие). Примерно в течение 15 лет под влиянием принятых там документов, опять - таки под давлением ООН и ПРООН, разворачивалось в систему построение бюджета в интересах граждан. Это очень интересный опыт, который предполагает, что строится не только новая парадигма бюджета, в которую закладываются конкретные социальные цели, но и система его обсуждения. Приведу конкретный пример. В Канаде существует альтернативный федеральный бюджет (фон этой системы взаимоотношений). Кто его готовит? Готовят представители гражданского общества, общественные организации, исходя из тех интересов и приоритетов, которые они определяют в ходе своих консультаций. На сегодняшний день процесс взаимодействия между властью и структурами гражданского общества строится таким образом, что за две недели до опубликования и начала обсуждения государственного бюджета публикуется этот альтернативный бюджет.

        Таким образом, общество заявляет о том, что ждут и что хотели бы от правительства получить.

        Несколько другой подход в Индии, где существует целое движение, и оно продолжает сегодня развиваться, требующее прозрачности бюджета и возможности доступа к информации. То есть те цифры, те мотивы, те приоритеты, которые закладываются в бюджете, должны быть доступны, прежде всего, представителям гражданского общества. В Индии, считается, что это серьезный фактор, который снижает коррупцию

        Довольно интересный опыт существует в Бразилии, при принятии местных бюджетов. Там существует трехступенчатая система построения бюджета, идут переговоры с гражданами в рамках конкретного образования (например, города) и определяются их запросы, и интересы.

        Существует интересный опыт в африканских странах, например, это довольно ярко проявляется в Южно Африканской республике, где идет острая борьба за гендерное равенство, когда по поводу этого аспекта устраиваются широкие дебаты и это направление включается в бюджет.

        Как вы понимаете, конечно, все эти запросы для общества не являются полностью включенными в бюджет, и, может быть, даже на них не всегда обращают внимание в каких-то случаях. Точнее скажу, что не могут не обращать внимание. Может, они не облекаются в цифры, но, тем не менее, происходит то, что необходимо: диалог по этому поводу, а не просто замкнутое утверждение каких-то цифр. Как депутат я могу сказать, что многие вопросы в бюджете я могу глубоко и не знать, потому что та бюджетная классификация, которая нам представлена, не раскрывает их полностью, уже не говоря о вопросах, связанных с обороной и безопасностью, где просто существуют закрытые разделы.

        На мой взгляд, диалог по поводу бюджета оформляет ту самую ответственность, о которой мы говорили. Потому что гражданин должен в этот бюджет платить налоги и его ответственность - эти налоги платить вовремя и в полном объеме. Но эта ответственность начинает проявляться, когда гражданин понимает, зачем и для чего он это делает. С другой стороны, государство берет на себя обязательство и ответственность наполнять то, что заложено в бюджете, в том числе и через систему законодательства.

        Это все, что мне хотелось бы сказать сегодня, но, может быть, в следующий раз имело бы смысл обсудить эти моменты более конкретно. И не просто как изучение чьего -то опыта, а как своего рода подход к нашим новым действиям. Впереди следующий бюджет. И было бы интересно, если бы и научное сообщество и неправительственный сектор приняли более активное участие и попытались сформировать механизмы, с которых можно было бы начать тот диалог, который единственно и способен сегодня создать ответственность и в том числе социальную.


___________________________________________________________________

"АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙ НООСФЕРЫ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ "

А. Малюта,        В. Логвиненко     


Постановка задачи

    Прошло почти десять лет с момента проведения Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где была принята Повестка дня на XXI век и сделаны попытки наполнить концепцию устойчивого развития научным и практическим содержанием. Является очевидным, что эта задача носит глобальный характер и может быть отнесена к приоритетным проблемам XXI века.
    Наряду с понятием устойчивое развитие существует другое глобальное понятие ноосфера, интерес к которому резко вырос к концу XX века в связи с глобальными экологическими проблемами, неразрывно связанными с проблемами войны и мира, народонаселения Земли в целом и, наконец, с важнейшей и первостепенной проблемой нового устройства мира, вошедшего в третье тысячелетие.

Описание проблемы


    Первой до сих пор не преодоленной трудностью междисциплинарного сотрудничества по глобальной проблематике стала терминология, интерпретация базовых понятий. Такая ситуация приводила не только к разнобою во мнениях, но и принципиально не позволяла разработать приемлемый для практики алгоритм решения конкретных задач.
    Ниже приведены результаты нашего исследования этой проблемы на основе ТЕОРИИ ГИПЕРКОМПЛЕКСНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Основные результаты этого исследования свелись к следующему.

Особенности понятия ноосферы
    Изучение отдельных трактовок понятия ноосфера показала, что противоречия между имеющимися понятиями - кажущиеся. Они вызваны тем фактом, что каждый из исследователей рассматривал всего лишь один из аспектов сложного междисциплинарного полифункционального понятия, каковым является изучаемый объект.
    Например, биологи изучали совокупность таких представлений, как Homo sapience, ареал его обитания и процессы жизнедеятельности человека.
    Социологи выделяли искусственный мир, построенный человеком (практический аспект) и предлагали новую общественно-экономическую формацию с идентичным названием: "ноосфера".
    Исследователи, работающие на грани и за гранью традиционной науки термин ноосфера (сфера разума) понимают буквально как некое специфическое образование, не видимое глазом, окружающее всю планету и созданное мыслительной (умственной) деятельностью человека (M. Eliade, Е. Блаватская, Е. Рерих). По их мнению, ноосфера означает совокупность различных эгрегоров, проявляющих себя на уровне физической реальности в виде тонких полей, продуцируемых отдельными людьми, группами людей, другими сообществами и т.д.

Сказанное дает возможность сделать два вывода:
    1. Важнейшим и основным свойством ноосферы является ее качественное разнообразие, что заставляет разрабатывать принципиально новую технологию введения понятий, относящихся к объектам подобной сложности.

    2.Уровень сложности задач и их специфика потребовали разработки специальной методологии их анализа, моделирования, прогнозирования, развития и т.д. и выработки нового видения мира, новой философии, приемлемой для движения человечества в третьем тысячелетии.
Замечания к понятию устойчивое развитие

Аналогична ситуация с понятием устойчивое развитие.

Чтобы не повторяться, отметим лишь несколько особенностей, относящихся к этому понятию.
    1. Ряд исследователей акцентируют свое внимание на процессуальной части понятия устойчивое развитие, подразумевая под этим устойчивость и направленность процесса развития (рост системы). Естественно, что при таком рассмотрении и его практической реализации разрабатываются сценарии, в ходе выполнения которых все силы (ресурсы) тратятся на то, чтобы не отклониться от намеченной траектории развития. Характерным проявлением такого подхода является следование генеральным линиям (партии, корпорации, государства и т.д.). Такой способ интерпретации и практической реализации является наиболее трудоемким и наименее эффективным, хотя бы потому, что он почти полностью игнорирует такие факторы, как случайность, кризисные явления и ситуационную изменчивость.

    2. У целого ряда исследователей, живущих под девизом "Цель оправдывает средства", под устойчивостью развития понимается неизменность поставленной цели. При этом (т.к. цель оправдывает средства) способ достижения цели (сценарии развития) практически не имеют значения, лишь бы он способствовал скорейшему достижению поставленной цели. Характерным примером подобного подхода может служить известное явление, как "хождение по трупам" при решении социальных задач.

    3.Третье толкование устойчивости связано со стабильностью, устойчивостью достигнутого результата. Характерным примером такой интерпретации являются общественные или государственные конструкции, построенные на консервативных принципах.

В дополнение к этим замечаниям, приведем еще один вариант определения устойчивого развития, которое выглядит таким образом: "Устойчивое развитие - это бескризисное развитие (т.е. предполагающее восхождение в зоне кризиса в процессе развития и выход на следующий, более высокий иерархический уровень развития)" .

Взаимосвязь между понятиями ноосфера и устойчивое развитие

Эта взаимосвязь, наметившаяся в последнее время, является не случайным, а эволюционно (в рамках развития научных теорий и реальной социальной практики) закономерным явлением. При этом понятие ноосфера может рассматриваться во всех трех интерпретациях понятия устойчивое развитие, приведенных выше. То есть ноосфера может интерпретироваться как цель, как устойчивый (консервативный) продукт развития и как специальным образом устроенный развивающийся процесс человеческой деятельности.

    В свою очередь, термин устойчивое развитие может соотноситься с понятием ноосфера, сообразуясь с ним во всех видах его интерпретаций и сохраняя свойства полифункциональности и качественного многообразия. Это, в свою очередь, требует разработки принципиально новых подходов ( в теории и практике).

    Здесь уместно напомнить важную мысль, высказанную

В. И. Вернадским. Исследуя огромные массивы информации, он пришел к выводу о необходимости их систематизации. Во времена В. И. Вернадского эта задача не была решена, т.к. еще не было разработано (и даже не была поставлена задача разработки) адекватных методологических средств, позволяющих решать задачи подобной сложности.

Выводы и рекомендации

Рассматривая задачу концептуально-понятийного единства, мы пришли к выводу, что понимание этой задачи, ее постановка и способ решения могут быть результативными только тогда, когда для достижения этих целей будут использоваться междисциплинарные подходы, базирующихся на системных методах (не ниже 3-его поколения).

    При этом под первым поколением системных методов подразумеваются системные подходы, обладающие следующим характерным свойством: вербальный уровень изложения теории (А.А.Богданов, Л.Берталанфи). После физической смерти авторов серьезнейшим ограничением применения их методов стала задача интерпретации результатов. Последователи и ученики дают свою интерпретацию базовым понятиям и закономерностям вербальной теории, что приводит к расходящемуся процессу, не позволяющему построить на его основе физически реализуемый алгоритм междисциплинарной деятельности.

    Характерной чертой системных методов второго поколения стала методология на основе аппарата формализации, взятого из других научных направлений (математика, физика, кибернетика) с появлением частных направлений: математическая теория систем, физикалистский подход, кибернетический подход и другие (Дж. Клир, А. Уёмов, Ю. Кулаков, Н. Амосов и т.д.).

    К системным методам третьего поколения могут быть отнесены:
    а) на уровне постановки задач и описания метода: работа проф. К. Бейли ;

    б) на уровне законченной теории, пригодной для практической реализации - методология инвариантного моделирования (ИМ) проф. Малюты А.Н.2

Причем, кроме нового системного аппарата формализации, уровень изложения инвариантного моделирования таков, что делает его приемлемым для ЭВМ-реализации без потери философского уровня общности.
    Нами сформулированы принципиально новые требования к субъекту деятельности, изучающему проблемы ноосферы и устойчивого развития. Мы считаем эти требования настолько актуальными и практически значимыми, что ставим их впереди теоретического осмысления самой задачи. Эти требования представлены в виде задачи формирования нового мышления. Актуальность решения последней настолько велика, что вызвала социальный эффект в виде многих направлений и школ по так называемому расширению сознания.

    Задача формирования Человека, обладающего новым мышлением, должна решаться одновременно с сформулированными выше задачами. Рост общественного сознания - сложнейший иерархический процесс, понимание которого предопределит судьбу человечества уже в ближайшее время.

    А.Малютой предложена философская концепция Нового Универсума и создана Международная высшая школа "Новый Универсум".


___________________________________________________________________

Система современного образования и кадровый потенциал в России.

Пугачев В.В.     


     Начать стоит с общих проблем, с тех, которые сейчас стоят перед молодежью, а значит и перед всем обществом.

     Думаю, что было сказано уже достаточно: много глобального, много проблем, которые глубоко пронизывают нашу сущность, наше общество.

     Мне бы хотелось кратко остановиться на системе образования, ее устройстве и перспективах для человека, получившего наше образование, в дальнейшем трудоустройстве и определенном движении в личностном и деловом развитии.

     Сейчас появилось достаточно много институтов и университетов, ориентированных на подготовку специалистов, которые востребованы на рынке труда. Во-первых - это юридическая специализация, во-вторых - экономическая. И была мода, это и сейчас довольно актуально, озвучивать лозунг: "Нам нужны юристы и экономисты".

     В настоящее время, в области образования эта ниша уже достаточна заполнена. Но потребность в специалистах данного профиля все равно остается. Потому что необходимы профессионалы, специалисты с опытом работы. А высшие учебные заведения продолжают выпускать людей, которые имеют знания, но не имеют опыта их применения в жизни.

     И эта проблема, корни которой находятся в экономике. Но на самом деле это проблема связана с проблемами всего общества.

     На мой взгляд, проблема востребованности наших кадров после получения первого высшего образования очень важная и актуальная, и ее необходимо решать. Решать теми методами, которые есть, и определенным объединением усилий вокруг этого вопроса. Потому что технических ВУЗов и специальностей со времен социализма и в связи с развитием ранее нашего оборонного комплекса осталось достаточно много. Востребованы ли эти специалисты после окончания ВУЗов? Могут ли они найти себе работу и свое место в этой жизни? И так как это наше будущее, то каждый человек, закончивший ВУЗ - часть нашего общества, это часть нашего будущего. А развитие будущего зависит от каждого человека.

     Результаты проведенных социологических опросов (с сентября по ноябрь 2002 года было опрошено около 4,5 тысяч студентов) показывают, что человек, подходя к четвертому-пятому курсу технического ВУЗа, не знает, чем он будет заниматься после окончания учебного заведения. 82,2% опрошенных убеждены, что не будут работать по специальности.

     Конечно, это средние показатели, и относительно каждого ВУЗа эти цифры могут меняться, но процент трудоустройства по полученной специальности ничтожно мал, по сравнению с процентом трудоустройства по другой специальности. Да, выпускник может работать в области, которая чем-то связана с его специализацией, но то, что полученные им знания не будут применяться им полностью, остается фактом. И это одна из проблем, которые сейчас должны волновать общество. Человек получает лишнюю информацию, которая в жизни может ему и не пригодиться. На мой взгляд, это проблема рационального использования времени всем обществом. Поскольку человек, стремящийся к своему дальнейшему развитию, приходит к мнению, что ему для нахождения в современной жизни своего места, необходимы другие знания. Одной из причин является то, что техническое образование по большей степени не дает понимания экономических процессов и правовой составляющей.

     Но проблема подготовки кадров с правовой точки зрения это уже проблема другой области. Хотя, сейчас внедряются программы, а точнее юридические предметы, для подготовки выпускников технических ВУЗов в юридическом направлении, но это конечно не то. Все равно те знания, которые даются, не применимы студентами в жизни.

     Итак, с учетом невостребованности технических специальностей, человек стремится к получению второго образования. Он может быть хорошим специалистом, но в своей ограниченной области, и не каждый работодатель примет его, потому что таких специалистов уже достаточно.

     Возникает потребность в знаниях иного профиля: в знаниях КУ первого управления; в знаниях работы с людьми и основ психологии; в знаниях определенных экономических процессов и юридических основ. И человек, осознавая, что через дополнительное образование он может более полно влиться в эту жизнь, начинает искать путь к этому образованию. Этот поиск может быть как успешным, так и неудачным, поскольку, решив получить второе образование, человек находит его в своем же ВУЗе. На базе многих технических университетов сейчас созданы экономические и юридические факультеты второго образования, но они опять же не дают необходимых знаний. Да, возможно полученные знания помогают человеку приобрести определенную уверенность, но реально, мы не получаем высокопрофессионального в своей области специалиста. Так как полученные им знания он не в состоянии применить в жизни и своей деятельности.

     И после этого возникает вопрос: "А должно ли так быть?!" Что именно надо менять в процессе образования? И какие возможны решения для этого вопроса?

     На самом деле решение здесь может быть только глобальным. Это реформирование образования. Редактирование плана занятий, списка предметов и количества часов, отведенных на их изучение, поскольку эти планы не менялись уже достаточно давно.

     Некоторые ВУЗы конечно идут в ногу со временем и пытаются не отставать, но в большинстве своем это коммерческие ВУЗы. Государственные вузы сейчас находятся в состоянии близком к "стопору". В любом случае развитие экономики невозможно без развития производства, а развитие производства - без высокопрофессиональных специалистов. И в этом нам надо взять опыт других стран.

     Когда я был в Германии, то там процесс производства очень прост. Каждый работник это специалист своего профиля. Там каждый занимается своим делом, и он профессионал в своей области. Поэтому на осуществление того или иного процесса уходит минимум времени. Немцы, как известно, это специалисты узкого профиля, но они знают все тонкости своего дела, знают о нем больше, чем может знать кто-то другой (не по сравнению с другими странами). Существует целеустремленность в углублении собственных знаний по своей специальности. Но происходит и другой процесс. Если немцу создать условия подобные экономике нашей страны, то он просто бы не смог в них жить.

     Ну, кто-то, конечно, подстроился бы, но в глобальном смысле это невозможно. Почему? Потому что у нас жизнь, дает больше возможностей, больше перспектив и множество направлений, которые развиваются, и которые можно еще развивать.

     Был случай, когда я принимал участие в конференции. В ней присутствовали и русские, и американцы, и немцы. И произошло следующее. Немец делал доклад по своей теме, кажется о гидравлических машинах, говорил много, конкретно, про технические стороны….. В общем, все было сказано высоко профессионально, отшлифовано до такой степени, что на все вопросы своей тематики он отвечал быстро и точно. Но стоило несколько отойти дискуссии в сторону от его темы, он перестал что-либо говорить, потому что ему это в принципе было неинтересно. Ему это было неинтересно из-за того, что это уже не его тема. И на любой вопрос, который ему задавался не по его теме, он даже не пытался ответить. И в этом их проблема, по сравнению с нами.

     На самом деле русский человек отличается своим многообразием. Своим умением знать много обо всем. И этим мы должны пользоваться для своего развития. Повторю, что немец не смог бы. Так же как и американец, у которого система мышления очень проста: начинать надо с маленького и маленькими шагами постепенно продвигаться к большему. То есть, сначала надо открыть маленький магазин, потом построить чуть больше, потом его сын построит уже супермаркет, а лишь потом его семья построит сеть супермаркетов. Процесс заключается в том, что, чтобы дойти до высокого уровня, надо пройти часть маленьких уровней, причем пошагово. В этом на самом деле есть определенная закономерность.

     В России же можно по-другому. Здесь можно сразу строить супермаркет. Могу вас заверить, что перспективы и возможности для всего этого есть. И это нас отличает от них, отличает тем, что у нас больше перспектив, больше устремления к развитию. И это надо понимать и уважать в нашем человеке, потому что мы более приспособлены к существованию в нашем обществе, в обществе которое мы сами создали.

     Вопрос в том, что остаются все те же проблемы. Проблемы нехватки знаний, нехватки знаний профессиональных даже когда мы можем обгонять другие страны по техническим вопросам. Вот пример: Америка разработала процессор Pentium 4. Наши разработчики, из-за того, что у нас долгое время не вкладывались деньги в науку, в научный комплекс, в ВУЗы, теперь, наверное, их не догонят, да и нет смысла догонять. Хотя вопрос этот тоже спорный. Но то, что мы сейчас реально можем создать только 286 компьютер, это факт. Можем попытаться развиться до 386, но Pentium 4, это вряд ли, если только наши соответствующие структуры данную технологию не украдут. Но сами мы дойти до этого пока, к сожалению, не можем, слишком большой промежуток времени в нашем развитии был потерян.

     Поэтому вопрос, стоит ли развиваться и так концентрироваться на наших технических специалистах, опять становится актуальным. Может, стоит несколько поменять уклон.

     И в заключение о том, какие я все-таки вижу пути решения этой проблемы. Дальнейшие пути развития, либо менять все глобально, но это очень сложно, так как любой шаг, который сделает значительный толчок в развитии, может серьезно отразиться на обществе и на системе, может развалиться все остальное. Поэтому изменять систему надо постепенно. Возможно, программами дополнительной подготовки кадров. Человек готов к получению новых знаний, к получению второго образования, которое поможет ему войти в новую жизнь как ключ. Студент понимает, что жизнь стала несколько иной, но какой именно ему трудно понять. Я сейчас концентрируюсь на технических ВУЗах, потому что экономические, юридические, гуманитарные сделали некий прорыв в этом вопросе, да и перестроиться им легче. А как быть в ситуации, когда техническая семья и студент опять же идет в технический ВУЗ? Самим родителям необходимо некоторое время на переоценку понимания жизненного процесса и подсказать что-либо своему ребенку они не могут. В ВУЗе он тоже не находит подсказки о том, как жить, и как жить правильно.

     Поэтому сейчас совместно с Государственным Университетом Управления наша организация воплощает в жизнь программу, в рамках которой человек получает фундамент для того, чтобы он смог жить и влиять на процессы новой жизни. Эта программа была разработана в рамках социально-экономической программы "Стратегическое развитие. Вместе в 21 век". И ориентирована она на тех людей, которые находятся в состоянии выбора, которые хотят развиваться и идти дальше, но не знают как.


     Я могу сказать одно, на самом деле для каждого человека возможно все. Да, и этим, наверное, хочу закончить. Все возможно, если есть желание. Главное в нашей жизни и для каждого человека - это желание. Если желание будет отсутствовать, то в принципе, не достичь ничего.


___________________________________________________________________

Психологические основы социальной активности.

Рейнальдо Перес Ловелле     


     Начну издалека.

     Я учился в МГУ в 60-е годы. Это были очень хорошие годы. И тогда нам казалось, что все возможно. Те, кто жил в те годы, это почувствовали и некоторые из них, наверное, чувствуют это до сих пор. Тогда казалось, что все будет хорошо, причем, все будет хорошо после 2000 года. И даже песня была такая, что "и на Марсе будут яблони цвести..." - после 2000 года. Были даже такие лозунги: "Здоровье для всех к 2000 году". Это лозунг совещания всех стран-членов Всемирной Организации Здравоохранения в Алма-Ате, где был принят манифест, в соответствии с которым к 2000 году в мире все должны быть здоровыми. И верили в это. И даже я верил, не знаю, как там другие, а я верил, что с энергетикой все будет решено, и, конечно, люди будут гулять по Марсу и по другим планетам и так далее.

     В то время американцы в сфере экономики поставили вопрос об обществе благоденствия. А здесь считалось, что это к тому времени у нас будет построен коммунизм. То есть и в экономике все будет разрешено наилучшим образом для всех. Политики, конечно, обещали все: и свободу, и демократию. По-разному немножко, но вообще-то все считали, что после 2000 года таких проблем, как несвобода не будет, и все будут счастливы.

     Это было главное желание, что все будут счастливыми и так далее, и тому подобное. Особенно много комментариев не нужно. Мы все живем после 2000 года и можем дать оценку того, что получилось на самом деле.

     И конечно, достижения науки гораздо скромнее, чем предполагалось. Никто не гуляет по Марсу, и яблони там не цветут. Население планеты, к сожалению, в среднем не стало здоровее. Некоторые проблемы, конечно же, были решены, но появились новые, которых не было. Вместо здоровья мы получаем суррогат. Мы были свидетелями провала социализма. И с другой стороны, капитализм не стал лучше. То есть еще в конце 20-х годов крупный немецкий социолог Макс Вебер в своей книге "Экономика и общество" как раз поставил вопрос о том, что социализм, несмотря на лозунги, в которые первые авторы могут и верить, приводят к тому, что получается общество, руководимое чиновником. Он написал об этом в 1929 году и вскоре умер, не увидев, что, действительно, слова его были пророческими. И социализм, и фашизм - это просто засилье бюрократов. Военные или штатские - это не играет никакой роли. И конечно, обе эти системы рухнули. Вначале фашизм, а потом и социализм. И не могло быть иначе, правление бесконтрольных чиновников пагубно для общества. Система капитализма не улучшилась особенно за эти годы. Бедность как проблема, которая должна быть разрешена к 2000 году, не была решена: страны, которые были бедными и сейчас бедные. И в абсолютном измерении, и в относительном. Все эти эмигранты, которые проходят через Россию и стремятся в Западную Европу, это показатель экономического неравенства и через линии этих полюсов, богатства и нищеты, проходят потоки эмигрантов. И экономически эта проблема не решится. По крайней мере, никакая милиция, ни полиция, ни еще кто-либо этого не решат.

     Вообще, мировая экономика страдает хроническими недугами, о которых и говорить излишне. Сейчас конъюнктура для России в каком-то смысле очень хорошая. Мировая экономика сейчас терпит период стагнации или, может быть, даже рецессии.

     Существуют международные исследования, проведенные в ряде стран разных континентов, по поводу счастья. Оказалось, что самые счастливые люди - это люди, живущие в Гватемале. Почему - одному богу известно. Потому что Гватемала очень бедная и очень бесперспективная никуда не идущая страна.

     Таким образом, это то, что касается бедных стран. А что касается богатых стран: за последние годы очень сильно возросло число неврозов и депрессии во всех развитых странах. Последние исследования по США показывают, что где-то от 15 до 18% взрослых жителей США страдают глубокой депрессией. Это самая богатая страна в мире.

     Насилие: в самом тихом уголке мира, то есть в Западной Европе за последние 10 лет 10% населения оказалось жертвами какого-либо насилия или катастроф (автомобильных или других). 10% - это очень много. И даже появились своего рода феномены... Насилие всегда было. Но чтобы ученик вышел из своего дома с пистолетом и начинал убивать учителей и других учеников - этого никогда в истории человечества не было. Бывают сумасшедшие, умалишенные, которые могут совершить совершенно необдуманные и абсурдные поступки. Но это была очень большая редкость. А сейчас это уже не новость. Так часто бывает в последнее время, что кто-то, в том числе и дети, выходят и убивают людей просто так. То есть уровень насилия огромный.

     Суицид - это очень интересный показатель, свидетельствующий о мере счастливой жизни людей. Суицид. Самоубийство. За последние годы самые первые места по суициду в мире занимают те страны, которые очень быстро перешли от социализма к капитализму. Потом Россия, а затем вслед за ними все остальные страны бывшего социалистического лагеря. Потому что в соответствии с гипотезой, выдвинутой первым крупным исследователем суицида, которая подтверждается еще раз: когда ценности меняются очень быстро, то люди теряются, и тогда суицид, то есть количество людей, которые кончают жизнь самоубийством, увеличивается. Так что это можно понять, почему суицид так высок, например, в России. До прошлого года, по крайней мере. В этом году я еще не знаю, нет еще статистики.

     Следующими за странами, которые занимают первые места, идут Швейцария, Швеция, то есть не то, чтобы самые богатые, но те страны, где и богатство, и социальная защищенность находится на самом высочайшем уровне. Тогда возникает очень серьезный вопрос. Куда мы все идем?

     Конечно, я тут не пытаюсь выдвинуть какую-нибудь глобальную гипотезу. Скорее всего, ожидания, которые были у всех нас и которыми жили в 60-х годах, были завышенными. Планка была завышена. Кроме того, были поставлены какие-то цели, якобы поставлены, перед человечеством, которые, может быть, и не были достижимы в принципе. И к этому надо подойти очень трезво. Иначе мы все время впадаем в уныние, потому что не достигается того, другого, третьего, четвертого.

     Сейчас надо вспомнить слова Маркса, который сейчас абсолютно немоден, но ничего не поделаешь, он был очень крупным мыслителем и он сказал, что человечество решает одни проблемы только для того, чтобы иметь великолепную возможность решать другие проблемы, другие задачи, о которых он даже не мечтал. Например, мы решили много проблем в медицине, и вдруг появился СПИД, на который пока что нет решения и так далее.

     Может, так будет всегда? Может, Маркс был прав, что утопия не должна иметь место, что весь смысл развития общества - это решение одних проблем для того, чтобы решать другие. Решать и решать и пытаться решать их достойно?

     То есть это некая иная постановка вопроса. Не то, что должно быть что-то хорошее, и не известно кто и как это будет делать, зачем, какими мотивами, какими средствами? Общество не обязано быть таким, каким мы его придумаем, оно развивается по своим законам.

     Это не значит, что мы не можем влиять. Социальная активность как раз и направлена на то, чтобы пытаться по мере возможности, скромной мере возможности повлиять на это движение, чтобы было намного меньше издержек.

     Например, научные сообщества и сами организованные граждане могут очень сильно повлиять на образ жизни наций и народов, на качество жизни и так далее. То есть мы можем как активные члены общества: в политическом, экономическом, организационном и пропагандистском смысле влиять на процессы с меньшими издержками.

     Что надо выделить отдельно - это счастье. Счастье, очевидно, это очень личное дело, и никакие условия не приводят ни к какому счастью. То есть счастье не является следствием никаких общих социальных условий.

     Я как психотерапевт, занимаюсь очень много и неврозами и пост травматическим - стрессом, который бывает у людей, прошедших войну или попавших в катастрофу. Эти люди теряют способность радоваться. Для того, чтобы им вернуть способность радоваться, методы, которые используются в последние годы, состоят в том числе в том, что человеку, находящемуся в глубоком расслаблении, дается установка вспоминать те моменты своей жизни, когда он был счастливым. С одной стороны это эффективно, но это не ваша и не наша тема. И самое интересное, что, то, что вспоминают люди, это самые обыкновенные случай их жизни в семье или на отдыхе. То есть это не пиковые переживания, которые должны были быть тогда, когда человек достигает очень высокой цели, добивается успеха. Очевидно, счастье можно испытывать оттого, что я сижу со своими внуками и разговариваю с ними ни о чем. И им хорошо. И все! Это счастье. А искать что-нибудь другое, наверное, не имеет особого смысла.

     Конечно, условия для этого счастья могут быть хуже или лучше. Но вообще-то экономические условия для счастья в этой несчастной Гватемале не очень хорошие. Значит, мы что-то упускаем. Например, одна из проблем современных развитых обществ, о которых уже шла здесь речь, это то, что мы переходим за последние полтора века от экстенсивной семьи к нуклеарной . То есть раньше во времена моего деда под одной крышей жили несколько семей, несколько поколений и детей было очень много. Это, конечно, создает очень много проблем. Сейчас общество переходит к нуклеарной семье: папа, мама, 1-2 ребенка. Экономически это очень целесообразно, очень хорошо, можно давать хорошее воспитание для детей. И сейчас все делается для того, чтобы были ресурсы, чтобы ребенок был здоровый и учился где-то в хорошем месте и так далее. Однако это создает в свою очередь реальные условия для неврозов, депрессии и одиночества. То есть, решаем какие-то проблемы, движемся вперед, и возникают другие проблемы, о которых мы и не предполагали: невроз, депрессия, суицид, агрессия. И то, что семья перешла к нуклеарности, с моей точки зрения, имеет огромное значение, в том числе в причинности неврозов, депрессий и суицида. По крайней мере, мой постоянный опыт работы с больными, агрессивными, людьми в депрессии, в неврозе доказывает, что это так.

     Таким образом, какие цели мы можем себе ставить? Очень скромные. Мы поставили перед собой, человечеством цели, например, сажать яблони на Марсе. И мы все ставим перед человечеством цели, чтобы все были счастливыми и здоровыми. Это нереально. Этого не будет.

     Какие цели можно поставить, чтобы их, действительно, можно было достичь? Чтобы люди стали более ответственными, более эффективными (я имею в виду и наше, и новое поколение) стабильными и менее несчастными. Это большая проблема.

     Сегодня я читал лекцию в своем институте. После лекции по психотерапии и по формированию неврозов я в шутку сказал: я могу вам объяснить, как сформировать невротика. И объяснил. Нужно все время доказывать ребенку, что он не прав, что он все делает плохо, и никогда не позволять ему принимать никаких самостоятельных решений. Все хохотали. Когда я вышел из аудитории, студентка подошла ко мне и говорит: значит, надо позволить детям делать все, что они хотят? - Отвечаю: я этого не говорил. - Но я так поняла. Вы не так поняли. Надо любить и уважать ребенка!

     В нуклеарной семье количество взрослых на одного ребенка иногда больше единицы. 2, 3, 4 взрослых на ребенка. Мало, кто из детей это выдерживает, особенно, когда родители жили не очень хорошо в свое время, испытали трудности. Естественно, они не хотят, чтобы дети испытали те же самые трудности, которые испытали они. Тогда начинается такая "гиперопека", в условиях которой ребенок общается, не принимая никаких решений, не ценит себя, не верит себе. Потом поступают в школу, а в школе - патернализм: от латинского слова патер - отец, который всемогущ и всем управляет. В школе активность самих учащихся крайне низкая. В основном они открывают рот и в этот рот вливают знания. А эти знания перевариваются дома при помощи мамы, которая сидит и делает уроки с ребенком.

     Ко мне очень часто обращаются мамы с проблемами детей, которые бросают школу вообще или бросают институт. Это частое явление в практике, в психотерапии. Все одинаковы, все мамы говорят: мы получили тройку. Вот когда получили вторую тройку, уходят из школы. Говорит, мама... Я переспрашиваю: "Вы ушли из школы? Вы получили тройку?" - Да, нет, он. Ребенок то есть. Это не просто слово "мы", это значит, что ребенок абсолютно не независим. У него нет своих оценок. Есть оценки матери. Мать, отец, бабушка отвечают за учебу, а ребенок тут не при чем... Может ли этот человек быть независимым, может ли он быть активным? Быть активным - значит быть и ответственным за какую-то свою активность. Абсолютно нет. Единственный способ научиться быть активным и ответственным - это имеет возможности принимать свой решений с детства. Если ребенок, по мере того, как растет получает большую возможность принимать самостоятельные решения, то он растет ответственным.

     Главный идеолог борьбы против патернализма в образовании - это Карл Роджерс - один из основателей гуманистической психологии. В моей книге есть не очень большая глава на тему гуманистической психологии. Карл Роджерс поставил очень много вопросов о центральных взаимоотношениях между людьми, которые и вошли в золотой фонд культуры, и к этим идеям и к этой практике, надо относиться очень и очень даже внимательно.

     В психотерапии он поставил вопрос о том, что он не должен ставить цели перед своим пациентом. Неверно также, чтобы они совместно могли устанавливать какие-то цели. Это должны быть цели пациента, когда пациент сам решает, чего он хочет достичь. Другое не имеет смысла. Другое - это манипуляция. И терапевтически очень малоэффективно. И в этом он был абсолютно прав. По крайней мере, моя практика это подтверждает. Им впервые был поставлен вопрос, о том, что процесс лечения, это не то, что всемогущий доктор находит магические таблетки или уколы, или какие другие манипуляции, например, хирургические какие-то интервенции и решает все проблемы больного. Процесс должен, быть во взаимодействии между равными партнерами в достижении цели здоровья. Еще лучше, когда манипуляции вылечивают какие-то болезни. Потому что есть болезни, которые принципиально не снимаются. Например, хронические болезни, они не снимаются никогда. Человек живет с ними. И должно быть партнерское взаимодействие с врачом, чтобы человек обучался жить с ними как можно лучше, как можно достойнее.

     Как видите, здесь совершенно другой подход. И то же самое в образовании. Какова должна быть роль образования, чтобы сформировать личность, а не просто людей, которые что-то знают и что-то могут повторять, и что-то могут сказать на экзамене?. И он (К. Роджерс) поставил вопрос о том, что для формирования самостоятельных личностей центр образования должен переместиться от преподавателя к учащемуся. И преподавание должно быть центрировано в учащихся.

     Что это значит на практике? Очень многое. В управлении учебными заведениями любого уровня, до самого начального уровня должны участвовать учащиеся.

     Многие думают, что это ужас и кошмар, что дети не смогут, и все будет ужасно плохо. Первые эксперименты по самоуправлению были предприняты в психиатрических больницах, и ничего страшного не случилось. Наоборот, больные стали спокойные, собранные и более приспособлены к жизни, когда выходили из психиатрической больницы. У меня есть такой опыт работы в таком ключе в психиатрической больнице, каждую неделю все больные собираются и обсуждают абсолютно все проблемы клиники, абсолютно все. Нет запретных тем, в том числе критикуют врачей, администраторов и так далее. Слава богу, слава богу. Эти пациенты, не оторваны от общества, они люди, которые участвуют в каком-то процессе. Причем, они очень важные участники: без них и самой клиники не будет, не имеет смысла.

     Когда К. Роджерсу удалось получить разрешение на организацию таких школ в системе образовании, ему дали очень плохие школы. Например, дали школу в Спрингфельде - это небольшой город, где были городообразующие предприятия. В США есть очень много проблем, похожих на российские, из-за форсирования экономического развития. И там было предприятие, производящее стрелковое оружие. Со временем они потеряли свои рынки, выпускаемое стрелковое оружие оказалось ненужным, а другие производители захватили рынок. И все. Город стал вымирать. И как вы знаете, в городах, где вдруг теряется экономическая основа, люди остаются не у дел и начинает расти преступность, насилие, убийства, потребление наркотиков, игорный бизнес и так далее. В Спрингфельде была школа, как иногда показывают в американских фильмах, и дети ходили с пистолетами, курили в коридорах марихуану и так далее. Ему дали, в том числе, и такую школу. И первым делом был поставлен вопрос о том, что студенты должны участвовать в управлении школы, стратегии, в развитии школы. Все вопросы решаются общим собранием студентов и преподавателей.

     Что еще? Не имеет смысла читать лекции, если сами студенты могут этот материал прочитать. Роль преподавателя должна быть сведена к роли руководителя, помощника, советника.

     Недавно я сказал аспирантам своего института, читая им лекцию: то, что я сейчас делаю, это глупость. Если все это где-то опубликовано, лекция просто не нужна. И они это поняли, им очень понравилось. И таким образом упразднились все теоретические занятия, если есть по ним материал. Кроме того, действительно даже в моем институте сегодня есть современные средства, которые помогают в учении. Компьютеры. Даже в моем бедном институте, компьютеров очень много. На моей кафедре уже пошли покупать четвертый компьютер. И видеомагнитофоны. Все это есть. И готовых материалов по любым предметам. По любым темам студент может прийти, поставить кассету и смотреть лекцию великолепного, гениального какого-нибудь национального или заграничного профессора, или найти этот материал по Интернет. Зачем преподавателю читать ему эту лекцию?

     Проблема не в лекции. Дело в том, что если он сам ищет информацию, то он активен. И кроме того, знания, которые он получит, более эффективные, потому что он не просто запомнил что-то, а еще и что-то, а усвоил в процессе поиска. Но кроме того, сам процесс поиска иногда важнее, чем те издания, на которые ты рассчитываешь. Потому что все меняется. Вы не представляете, сколько есть научно-исследовательских институтов по каждой проблеме медицины в мире. Десятки и десятки. Каждый день они что-то публикуют. То есть никто не может быть в курсе всего. Единственное, что может человек это уметь искать информацию, когда вдруг она понадобилась, используя технические средства, используя свой ум, свое сердце, свою активность.

     Я думаю, что стоило бы задуматься над этими проблемами.

     Новая педагогика - это не теория об усвоении каких-то конкретных знаний. Это теория развития личности, развития человека, в том числе в процессе получения знаний. Это совсем другое.

     После этих экспериментов К. Роджерса в этой школе, где результаты были очень хороши, эти методы были восприняты чиновниками образования США. Естественно, были споры и была борьба. Позже Всемирная организация здравоохранения создала программу для новой школы в самых бедных странах мира. И эта программа сейчас идет. И школа, где по методу Роджерса развивается первоклассники, второклассники, воспитывает активность, ответственность и самостоятельность. При этом считается, что это один из факторов, который может помочь, в том числе, в выходе этих стран из нищеты.

     И по крайней мере та помощь, международная помощь, которая, как правило, выражается в том, что какие-то чиновники из богатых стран как-то делятся какими-то деньгами с чиновниками бедных стран, это абсолютно неэффективно. Для самих бедных, которые там живут где-то под чиновниками, ничего не доходит. А если доходит, то это очень быстро съедается и все. И об этом забывается. Но основная масса ресурсов остается на уровне чиновников по горизонтали.

     Таким образом, проблема активности граждан, которая связана с проблемой ответственности, стоит сегодня на первом месте, как задача всего общества и как государственная задача. И это - основа новой педагогики, о которой можно только и мечтать. Но это реально и в принципе достижимо.

     Это - не яблони на луне сажать.


::: Публикации :::

 
ICQ: 132890966    Тел./факс.: (495) 772-47-93     E-mail: edu@avsv.ru  lvp@avsv.ru